До XV века


До XV века
Обнаруженные в местах, где сейчас стоит город Муром, археологами следы пребывания человека указывают на обитание здесь людей, живших около 20 000 лет назад, еще в эпоху палеолита. В то время река Ока, протекающая здесь и сейчас, была гораздо крупнее. Первое упоминание о Муроме в древних летописях датируется 862 годом, что говорит о Муроме, как об одном из древнейших русских городов.

Известно, что в VIII-IX веках здешние земли населялись финно-угорским племенем, именуемым муромá. В процессе ассимиляции со славянскими племенами, которые появились в этой местности несколько позже – в IX веке, было установлено владычество русских князей, означавших окончательную ассимиляцию финно-угров со славянами. До этого момента живущие здесь племена обладали самобытной, ни на что не похожей, культурой. Эта культура навсегда запечатлена в сагах скандинавов и в древнерусских сказаниях, связавшись на веки с именем племени финно-угров. В то же время, обходя по своей живучести все археологические находки, это племя и по сей день живет в интересных и необычных названиях рек, озер и территорий. Обнаруженные на территории нынешнего Мурома древние захоронения славян и финно-угров говорят о том, что эти племена жили довольно мирно, поскольку захоронения у них были устроены в одном месте. Так же, помимо названий и рек, увековечивших название древнего племени, есть главное напоминание об имени племени – город Муром.

На месте нынешнего Спасского монастыря некогда стоял дворец первого Муромского князя, сына правившего в то время великого князя Владимира Святославича, Глеба, который был прислан сюда как наместник своего брата Бориса Ростовского в 988 году. Глеб исповедовал христианство, а в Муроме в то время большинство населения было язычниками. По легенде, выехав в Киев к тяжело больному отцу, Глеб был убит вооруженными людьми , подчиняющимися Святополку Окаянному (эта версия оспаривается другой, не менее убедительной о том, что братья Борис и Глеб были убиты людьми Ярослава Мудрого). После смерти Глеб был канонизирован (точная дата канонизации не известна), а его мощи были в 1020 году перенесены в Вышгород, к мощам уже покоившегося там его отца Бориса. Наиболее правдоподобной датой канонизации Глеба представляется 1072 год.

В Благовещенском монастыре хранятся мощи трех Муромских святых – Константина и его сыновей, Михаила и Федора. В конце XI века в Муром приехал князь Контантин, желавший упрочить положение христианства в Муроме. Правил здесь тогда взошедший на престол после смерти своего отца, Ярослава Мудрого, его сын Святослав. Но, к сожалению, вскоре не желавшими принимать христианство Муромскими язычниками был убит сын Константина – Михаил. После этого события Константин вышел из своих палат к разъяренной толпе, окружившей палаты, без оружия, но только с иконой Божьей Матери в руках. Икона просияла, поразив собравшихся и убедив их благодаря этому в необходимости принятия христианства.

Расположение Мурома было стратегически выгодным – он стоял на самой границе русских земель, открывая путь с запада на восток, а с востока – на запад. За право владения Муромом неоднократно проходили сражения как между русскими войсками и интервентами, так и между русскими князьями. Одним из таких противостояний было противостояние между сыном Владимира Мономаха Изяславом и Олегом Святославичем. Изяслав тогда погиб и был похоронен на территории Спасского монастыря. О беспокойной военнй жизни Мурома говорит так же тот факт, что по летописям в течение XII века Муромская дружина участвовала в 16 крупных военных походах.

В Муроме, на территории Троицкого монастыря, хранятся мощи святой Муромской пары – святых Петра и Февронии. Петр и Феврония – покровители крепкого брака и семьи. Их история во истину поразительная. По легенде, князь Муромский Петр сильно заболел и был исцелен простой девушкой Февронией, на которой он по обету после исцеления женился. Муромская знать была против простонародной княгини, из-за чего супруги уехали из Мурома. В городе начались междоусобицы, князь Петр все-таки вернулся на престол. Как водится в былинах и сказках, Петр и Феврония умерли в один день – 25 июня 1228 года.

Татаро-монгольское нашествие для Мурома началось в 1239 году. Город, как и многие русские города во время ига, был до основания разграблен и сожжен, население практически полностью было уничтожено, а уцелевших заставили платить дань татарским баскакам. Через полвека город был внось полностью сожжен и практически полностью опустел – жители ушли в глухие леса. После постепенного восстановления стараниями князя Юрия Муром был постепенно возрожден, но уже как пограничная крепость Московского княжества, потеряв свою былую самостоятельность. Муромская дружина, как пограничная, регулярно ходила в военные походы в составе войск московского княжества.



Назад к списку