Троицкий монастырь


Троицкий монастырь
Когда-то в Муроме жил богатый купец по имени Тарасий Борисов, которого также звали Богданом Цветновым. Вероятно, он был так прозван, потому что привозил в Муром много различных москательных товаров, в том числе и краски. После того, как Цветнов достиг процветания, указом царя он был переведен в «московскую сотню» и должен был переехать жить в Москву. Из Мурома он уехал, но о родном городе не забывал до самой смерти. Именно стараниями Тарасия Борисова в Муроме был основан Троицкий монастырь. Дата его основания – 1643 год. Перед смертью Борисов вернулся в Муром и принял постриг в Благовещенском монастыре. Его перу принадлежит произведение об одной из главных святынь монастыря – «Повесть о Виленском кресте».

Местом основания монастыря стало место, на котором по преданию стояла деревянная церковь имени первых русских святых – Бориса и Глеба. В 1351 году на этом месте была возведена шатровая, в духе церквей, строившихся при Иване Грозном, Троицкая церковь.

На торговой площади Мурома изначально стояла деревянная церковь, на месте которой в 1642 году началось строительство каменной церкви Пресвятой Богородицы. Наряду с тем, что храм находился в самом центре города, он стал еще и первым Муромским храмом, отстроенным в стиле «русского узорочья», поражавшего привыкший к классицистичным гладким стенам глаз горожанина своими узорами, росписью и резными барабанами. Храм действительно получился очень красивый и необычный для того времени – резные изображения различных сказочных персонажей, иллюстрация сюжетов из древних приданий. Ряды кокошников окружали все пять резных барабанов, а так же венчали высокие стены четверика. Со временем собор становился больше, перестраивался и расширялся – в 1810 году был пристроен Скорбященский придел, увеличивалась галерея и паперть.

Постройка храма стала первым шагом к открытию Троицкого монастыря, за которое так радел Тарасий Цветнов. После получения им разрешение на основания монастыря Троицкая церковь стала монастырским собором, вокруг которого закипело дальнейшее строительство.

В 1648 году в одной из стен ограды был построена Казанская шатровая церковь с великолепной шатровой же колокольней. Это великолепный храм, красота и богатство убранства которого может сравниться с красотой и богатством убранства самого Троицкого собора.

Муромским монастырям покровительствовала издревле царская семья. Троицкий монастырь не стал исключением. Указом царя Алексея Михайловича, например, монастырю были дарованы бобыльские дворы и он был освобожден от всяческих податей за них.

Одна из святынь Троицкого женского монастыря – Виленский крест. Он так называется по станинному названию города Вильнюс. Согласно «Повести о Виленском кресте», которую написал Богдан Цветнов после ухода в Благовещенский монастырь, этот крест был ему принесен человеком по имени Василий. По его словам, Василий принес этот великолепный отделанный золотом серебряный крест с драгоценными камнями из Вильнюса при взятии русскими войсками этого города. Он долго хранил его у себя пока глас небесный не возвещал ему отнести этот крест в Муром, Богдану Цветнову для последующей его передачи в Троицкий монастырь. Разумеется, Богдан исполнил волю божью. На сегодняшний день из Муромского Краеведческого музея, в котором сейчас хранится крест, планируется его передача обратно в монастырь.

Многие сооружения на территории монастыря в то время были деревянными. Так, в 1805 году в результате пожара была уничтожена деревянная ограда вокруг монастыря. Радениями Александры Дмитриевны Неймановой вскоре после этого начала строиться новая каменная ограда взамен сгоревшей. Позже, в 1865 году, благодаря сделавшему очень много для развития Мурома его главе Алексею Васильевичу Ермакову, который пожертвовал на это личные средства, была построена надкладезная часовня в камне. К ней потом была подведена ветвь водопровода, строительство которого было также инициировано Ермаковым. К сожалению, сильная усадка грунта привела часовню в плачевное состояние.

В советское время, после революции, архитектурный ансамбль монастыря был разорен и долгое время использовался под разные , не совместимые с его прямым назначением, нужды. В 1918 году монастырь был закрыт и использовался как квартиры для рабочих. Позже, после передачи монастыря под ведомство военных, здесь были размещены склады и архивная часть. После начала Великой Отечественной войны монастырь был переоборудован под сапожную мастерскую имени Н.Крупской. После смерти Сталина, в 1960 году монастырь был отдан под коммунальное заселение.

Лишь через полвека бездействие и запустения, в 70-х года, Троицкий монастырь наконец был признан архитектурным памятником. На территорию монастыря, который отныне был под государственной охраной, перенесли старую деревянную церковь Сергия Радонежского 1715 года постройки из села Пьянгус, которое находится в Меленковском районе.

При монастыре имеется детские приют, получивший в 2001 году все права по воспитанию детей. Приют был основан при монастыре, как это обычно водится, совершенно случайно, после появления в монастыре нескольких бездомных детей, который здесь выкормили, обогрели, дали образование и воспитали. Воспитанники приюта, после получения им всех необходимых на то государственных прав и разрешений, теперь получают тот же статус, что и воспитанники государственных детских домов.

К слову, Троицкий монастырь стал первым женским монастырем, который после советского времени заработал на территории Владимирской области.

Сейчас в Троицком монастыре хранятся мощи святых Петра и Февронии – покровителей божественного брака и семьи. Путь этих святых мощей в Троицкой монастырь был очень сложным – Они хранились в Рождественском соборе, который был снесен. Оттуда они были переданы в музей, где находились до конца 80-х годов. Во время перестройки мощи были переданы в Благовещенский мужской монастырь, откуда уже и попали в Троицкий монастырь, принимающий всех паломников, желающих поклониться раке с мощами святой супружеской четы.



Назад к списку