Свято-Благовещенский монастырь


Свято-Благовещенский монастырь
На месте некогда стоявшего здесь Благовещенского храма, по повелению Ивана Грозного в середине XVI века был заложен Благовещенский монастырь. В Благовещенском храме так же были обретены мощи Константина (Ярослава Святославовича) и двух его сыновей (Федора и Михаила) – святых Муромских князей. Эти имена навсегда вошли в историю крещения Руси, Мурома в том числе. Так, по легенде («Повесть о водворении христианства в Муроме») во время восстания язычником, не желавших принимать христианство. Когда они убили Михаила, сына Константина, и собрались у княжеских палат, желая расправы, Константин вышел к восставшим без оружия, но с иконой Божьей Матери в руках. В ту же самую минуту лик Божьей Матери просиял, поразив противников принятия христианства. Увиденное чудо побудило Муромских язычников к принятию христианства и быть крещенными, что после выдержанного ими необходимого поста сделал в Оке Муромский епископ Василий. Князь Константин и его сыновья в 1547 году были канонизированы. Впрочем, и до канонизации в Муроме они почитались как святые.

Иван Грозный, молившийся здесь святым князьям перед своим победоносным походом на Казань, после взятия Казани велел основать в Муроме Благовещенский монастырь на месте погребения святых князей. Такой поворот событий сразу обеспечил новоиспеченную монастырскую обитель царскими милостями – несколькими пожалованными деревнями, богатой церковной утварью из Москвы, так называемой «хлебной ругой», а так же некоторым довольно щедрым денежным довольством из государственной казны.

По указанию царя старый храм был разобран (именно во время разбора старого строения и были обретены мощи святых князей), а на его месте был построен очень красивый новый Благовещенский собор, дошедший до наших дней. Правда, здание, которое мы наблюдаем сейчас, абсолютно не похоже на то, что было возведено здесь в XVI веке присланными из Москвы царскими мастерами, поскольку после польско-литовского нашествия монастырские владения и постройки очень сильно пострадали, были разграблены и разорены, а монастырская братия была захвачена в плен войсками пана Лисовского.

По окончании смуты обитель начала восстанавливаться далеко не сразу и опять же с царской помощью. Но на этот раз основная помощь была оказана богатым Муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, пожертвовавшим огромные средства на восстановление Благовещенского собора. Позже, перед своей смертью, Тарасий был здесь пострижен под именем Тихона. Погребен он был здесь же, на территории монастыря. В ходе ремонта здание собора было полностью перестроено – к 1664 году от старого строения остался лишь один подклет. Нынешнее здание собора – это великолепное пятиглавое строение, пышно украшенное кокошниками в несколько рядов поверх четверика. Стройная шатровая колокольня, пышное шатровое крыльцо, часы на колокольне – все это было отстроено на щедрые пожертвования Тарасия Цветнова. Купола собора некогда были в виде шлемов. Позднее, с ходом ремонта и реставрации, купола были перестроены в луковичные. В целом, убранство монастырского собора поражает – наличники с поразительными узорами ручной работы, пышные полуколонки и карнизы, украшенные резьбой стены…

Благовещенский собор во многом уникален – здесь находится старейший в городе иконостас с шестью ярусами икон, который сохранился до наших дней благодаря тому, что собор не был закрыт и разграблен в советское время. Иконостас включает в себя великолепные иконы XVI-XVIII вв. Под стать иконостасу и остальное убранство собора.

Во время литовского разорения, внесшего свои собственные коррективы в историю монастыря, оставался каменным лишь сам Благовещенский собор, в то время как все остальные постройки были деревянными. В 1652 году была возведена каменная церковь Иоанна Богослова, которая до наших дней, к сожалению, не сохранилась. Более, чем через полвека (в 1716 году), на территории монастыря была возведена надвратная Стефаниевская церковь. В то же время, в монастырской описи 1678 года уже фигурирует некая Стефаниевская церковь. Точной даты постройки церкви нам, видимо, уже никогда не узнать, да это и не особо важно. Церковь своим внешним видом полностью соответствует церквям, возведенным в Муроме в XVI-XVII вв. – скромная, но очень изящная архитектура, однокупольная, увенчанный рядом кокошников четверик, а барабан украшен поразительно красивой очень тонкой резьбой. В целом, церковь дошла да нашего времени практически в первозданном виде.

Каменная ограда, которую мы сейчас можем наблюдать, была возведена в 1811 году. Во время возведения монастырской ограды была также обновлена надвратная церковь.

Во время отечественной войны 1812 года в Муром были перемещены две московские святыни – иконы Иверской и Владимирской Божьей Матери, хранившиеся в соборе до октября 1812 года. Потом святыни были перевезены во Владимир.

Здания Благовещенского собора и Стефаниевской церкви – единственные каменные здания на территории монастыря до 1828 года, когда здесь был возведен келейный корпус. Так же, в 1900 году на территории монастыря был построен каменный одноэтажный дом игумена.

Не смотря на то, что в советское время монастырь не действовал, а братия была распущена, в Благовещенском соборе по-прежнему велись службы. В 1923 году были извлечены мощи святых князей, возвращенные в монастырь лишь в 1989 году. За все это время собор был закрыт лишь два года – с 1940 по 1942 год. Монастырь же вновь открылся лишь 1991 году.

Совсем недавно на территории Благовещенского монастыря была возведена небольшая часовня, внешне напоминающая древнерусские храмы.



Назад к списку