Спасо-Преображенский монастырь


Спасо-Преображенский монастырь
На высоком береге Оки чуть менее тысячи стоит знаменитый Спасо-Преображенский монастырь, мужская обитель, которой суждено было стать самым старейшим мужским монастырем в России. В летописях его упоминание связано с гибелью Изяслава, сына Владимира Мономаха, который был здесь погребен, после гибели в княжеской междоусобице. Это событие датировано 1095-1096гг. Позже, останки Изяслава были перенесены в Софийский собор в Новгороде.

По одной из легенд это место, на котором сейчас стоит монастырь, называемое Подокстовьем, является местом крещения не желавших принимать христианство муромчан, которые пораженные просиявшим ликом на иконе Божьей Матери приняли христианскую веру. По другой легенде, здесь в X веке стоял дворец князя Глеба, сына Владимира, ставшего одним из самых древних русских святых. Разумеется, подворье князя содержало Спасскую церковь, вокруг которой потом разросся мужской Спасский монастырь.

Бывшие деревянными, постройки Спасского монастыря во время нашествия татаро-монгол были разорены и сожжены, как и сам Муром. Начиная с середины XIV века, ведет свою историю новая веха в истории монастыря, который был отстроен при князе Юрии Ярославиче, даровавшем в монастырь утварь, иконы и книги и положившем начала возрождению монастыря, на территории которого были похоронены его предки, покровительствовавшие в свое время Спасскому монастырю.

Знаменитый победоносный поход Ивана Грозного на Казань ознаменовал еще один этап в истории монастыря – после победы Иван Грозный прислал по своему обещанию, которое он дал, проходя через Муром по пути на Казань, мастеров-каменщиков из Москвы, который отстроили в Муроме несколько каменных храмов. Именно тогда, ориентировочно в 1554 году, монастырю был дарован прекрасный собор Спаса Преображения на берегу Оки. Так же, царем монастырю был дарован статус общежительного, пожалованы земли и деревни. С тех времен великие цари, такие как Борис Годунов и Михаил Романов, покровительствовали монастырю, даруя ему новые пашни, деревни и поля. Монастырь все больше разрастался, процветал и обустраивался вокруг своей жемчужины – собора Спаса Преображения.

Собор после своей постройки выглядел как высокое стройное пятиглавое здание храма с тремя апсидами, словно бы тянущееся к небу, что подчеркивали лопатки-переходы между фасадами и пилястры. С течением времени и работы собора его внешний облик был очень сильно изменен – появилась обширная крытая паперть и была пристроены трапезная, шлемовидные главки были заменены на луковичные, а позакомарная кровля была заменена четырехскатной. Своими усилиями современные реставраторы попытались в меру своих возможностей восстановить исходный облик собора.

Но не только Спасо-Преображенский собор является примечательным в ансамбле Спасо-Преображенского монастыря. Недалеко от собора здесь стоит трапезная церковь Покрова Богородицы – уникальное по своей архитектуре здание. Церковь представляет собой двухэтажное здание, на первом этаже которого располагаются помещения под хозяйственные нужды – кладовые, пекарня, а второй этаж – это церковь, просторная и светлая. Здание было построено в 1691 году на пожертвования Муромца митрополита Варсонофия. Нынешняя колокольня к церкви была пристроена в 1757 году, через год после пристройки которой церкви Павлом Петровичем Самариным, Муромским купцом, был дарован 120пудовый колокол, установленный в колокольне.

Чуть раньше церкви Покрова Богородицы, тоже в XVII веке, была построена надвратная церковь Кирилла Белозерского, изначальна находившаяся в северной стене ограды монастыря, но в 1805 перенесенная на нынешнее место в западной стене.

Старейшее в Муроме гражданское здание – это палаты настоятеля Спасо-Преображенского монастыря, которые были построены при митрополите Варсофонии в 1687 году. Это большое двухэтажное каменное здание, в котором, помимо настоятеля монастыре, так же жил монахи, а на первом этаже располагались кладовые. Так же в жилом корпусе была устроена домовая церковь святого Василия Рязанского. Не смотря на то, что в каменном корпусе было пять монашеских келий, жили в основном монахи в деревянных кельях, тоже принадлежавших настоятелю, поскольку жизнь в каменных помещениях могла плохо сказаться на здоровье, поскольку помещения не отапливались. К слову, четырех деревянных келий вполне хватало, чтобы вместить всю монастырскую братию, поскольку во все времена монастырь не был многолюдным – здесь за все время жили одновременно от 10 до 30 человек, что для монастыря такого масштаба довольно мало.

Примечательно, что учебное учреждение было впервые открыто в Муроме именно в Спасо-Преображенском монастыре. Грамота рязанского архиерейского дома гласит: «для учинения священнических детей быть школе, понеже де оной град Муром от Переславля-Рязанского в дальнем расстоянии, и для приезду подворья себе не имеет».

Повторив судьбу многих русских монастырей, во время правления Екатерины II монастырь лишился многих своих земель, поскольку был издан указ о секуляризации. Но, в то же время, в 1764 году началась масштабная реставрация храмов монастыря, церковной утвари и ограды.

Очередная реставрация была спустя полвека, в начале XIX, во время которой была полностью заменена монастырская ограда и перенесена на новое место надвратная церковь. Самая молодая постройка на территории монастыря датируется 1891 годом – это братский корпус о трех этажах, в котором в 1911 году была устроена и освещена домовая церковь во имя Семи Мучеников Херсонских.

В восточной части монастыря, где сейчас есть небольшая огороженная территория, а так же стоит большая мемориальная доска с фамилиями погребенных здесь некогда, сложился некрополь в конце XIX века. Здесь хоронили Муромскую знать и духовенство.

После революции, в 1918 году, после обвинения в пособничестве белогвардейцам, монастырь был разграблен и закрыт. Разграблено, к счастью, было не все – часть имущества была передана Муромскому музею. Через десять лет в монастыре функционировала фабрика «Красный луч», которая буквально через два года была сменена военной частью, которая находилась здесь до 1995 года. В 1995 году монастырь вновь открыл перед верующими свои ворота, приурочив это событие к условному году 1000-летия первого упоминания о монастыре.

Нынешнее бытие монастыря уже почти вошло в привычное тысячелетнее русло – все здания отреставрированы, вся церковная утварь восстановлена. Некрополь огорожен, а на его территории выстроена часовня-костница, в подземном этаже которой на полочках аккуратно выложены кости и черепа, обнаруженные при раскопках некрополя. Так же в 2005 году в Спасо-Преображенском монастыре была встроена новая надвратная церковь со стороны реки, в восточной стене – церковь Сергия Радонежского. Но самое главное – это сохранившаяся монастырская святына – икона Божьей Матери «Скоропуслушница», которую в 1878 году привез с горы Афон архимандрит Антоний.

Очень большой интерес вызывает одна из монастырских святынь – вырезанная из дерева ростовая фигура Ильи Муромца, которая была восстановлена по мощам. В одной руке фигура держит частицу мощей Илии Муромца, привезенная из Киево-Печорской Лавры.

В Спасской обители паломники получают ночлег и благословение.
Врата обители открыты для всех путешествующих и страждущих паломников.

Спасо-Преображенский монастырь
г.  Муром, ул. Лакина, д. 1
+7 (49234) 3-14-76



Назад к списку